Ростов-на-Дону
пер. Искрянский, №7

vitrage@matveev-art.ru

Студия
художественного витража

Дмитрия Матвеева

Статьи

Витражи - цена вопроса

В данном монологе я решил немного приоткрыть завесу над тем, что для многих людей является загодочным и таинственным-ценой на изготовление витража. Сразу оговорюсь, буду говорить о том, в чем сам спец - о витражах тиффани.

Ситуация с осведомленностью по данной теме у подавляющего большинства потенциальных заказчиков, в том числе и дизайнеров близка к нулю. Поэтому, разложу по полочкам все. Это ни в коей мере не самореклама. Даже если вы и будете в итоге заказывать витраж где либо в другом месте, это вам поможет со знанием дела вести поиск, и не оказаться в итоге в простаках, которым навешали лапши на уши за ваши же собственные деньги, и не вручили по цене плитки шоколада ириску.

Итак, начнем с того, что витраж-это изделие, которое на половину состоит из художественной составляющей, а на половину из ремесленной. Первая зависит от того, насколько талантливо придуман, разработан художником-конструктором эскиз. Вторая же часть заключает в себя кропотливый процесс непосредственной сборки витража. Из комплекса этих частей и состоит общий уровень работы. Как вы понимаете, художники все разные, талант и уровень их тоже. Только по этой причине уже нельзя сравнивать работы лишь по цене за квадратный метр, как работу, скажем, каменщиков или штукатуров. Витраж витражу рознь. Часто ценность заключается в художественном замысле, и не всегда зависит напрямую от количества кусочков. В японской танке несколько строк, а смысл порой не сразу осмыслишь...

Идем далее. Открою для кого-то страшную тайну. Причиной, по которой витражи кажутся так дороги, является вовсе не жажда наживы витражистов, и не космическая дороговизна художественного стекла, а понесенные трудозатраты при изготовлении работы, количество потраченных трудо-часов квалифицированных работников. В прямой зависимости цена находится от сложности работы. Что такое сложность работы? Это банальная плотность количества стеклянных деталей на 1 кв. метр. Если 1 метр изделия состоит из 150 деталей и 300 деталей, то это значит ни много ни мало, то, что во втором случае работа выполняется в 2 раза дольше,и соответственно, цена ее тоже дороже.

Работнику же не заплатишь за 2 месяца работы месячную зарплату, ему надо кормить свою семью. Поэтому, когда вам говорят цену витража, в обязательном порядке уточняйте сложность, её можно при желании даже проверить самому, пересчитав. Когда вам кто-то скажет «да я тебе сделаю на 5000р. дешевле» проверьте а что он вообще вам предлагает сделать дешевле? Может быть витраж сложностью в 2-3 раза проще, так он тогда стоить должен, условно говоря, не на 5 тысяч, а в те же 2 раза меньше. За красивыми обещаниями часто скрывается подвох.

Стоимость квадратного метра витража колеблется в довольно широком диапазоне в зависимости от вышеперечисленных факторов и может доходить до нескольктих тысяч УЕ, особенно когда применяется двусторонняя обжиговая роспись. Так делаются церковные витражи. Сказочно красивая вещь, я вам скажу. К сожалению, ситуация в нашем регионе обстоит таким образом, что народу особо и негде увидеть достойные работы. Надеюсь, что это пока, и ситуация будет исправляться в связи с ростом конкуренции среди витражистов и определенной просветительской работе заинтересованных в культурном развитии людей. Но есть интернет. Вы все можете зайти на сайты таких студий, как Арц-Мастер или студии Светланы Михайловой, и убедиться воочию, что витраж-это на самом деле не аппликация из пленок, и не жалкий суповой набор из вкривь и вкось спаянных кусков цветного стекла, а по настоящему произведение искусства. Настоящий витраж-это не просто остекление какого-то пространства, а эффектная авторская работа, которая помимо качества исполнения отличается и своим почерком.

Вот мы дошли до еще одного не маловажного аспекта, являющегося показателем уровня работы, влияющего на цену. Это качество исполнения. Когда я начинал заниматься витражным делом, передо мной встал законный вопрос – как же мне ускорить время на изготовления витражей. Технология одна, из процесса ничего не выкинешь. Пробовал и работу от заката до рассвета, и по засеканию временных отрезков. Все было тщетно. Человек не робот. Если он может в день собрать, условно говоря, 30-40 деталей витража, то столько он и собирает. А увеличить это число получилось лишь за счет ухудшения качества сборки. Задайте себе вопрос – вам оно нужно, получить за свои деньги не качественный продукт? Что такое качество сборки витража? Вы на это должны обращать пристальное внимание. Это аккуратный красивый шов. Открою еще один профессиональный секрет. Чтобы выдавать такое качество шва необходимо времени и труда потратить при сборке порядка в 2-3 раза больше, нежели на не ровный, такой как вы можете наблюдать, например, на лампах тиффани китайского производства в наших магазинах. На самом деле шов может и утолщаться и утоньшаться в зависимости от художественного замысла в определенных местах, задуманных художником. Но когда вся работа состоит из подобного, то понятие «художественный прием» переходит в понятие «халтура», которую пытаются оправдать этим самым художественным приемом.

Отсюда вытекают и сроки изготовления витража. Качественная работа требует времени на её изготовление. Многие обращаются с просьбой изготовления витражей на стадии «поклейки обоев» и удивляются тому, что оказывается витраж делается не за неделю-другую. Может тяп-ляп кто-то и сварганит что-то, что назовет обескураженному заказчику витражем. Да вот только будет поздно уже, предоплата получена, а деньги потрачены. Вопросом витража надо заниматься на стадии еще до того, как монтируется гипсокартон. Поскольку часто требуется предусматривать варианты крепления, подводки искусственного освещения и т.д. Если обратитесь вовремя, то пока витраж вам будут делать, как раз и до обоев дело дойдет.

Я думаю, что теперь вы присмотревшись, теперь и сами начнете понимать, что перед вами за изделие. Самое главное, не стесняйтесь присматриваться. Не спешите расставаться со своими деньгами не оценив своими глазами исполнительский уровень работ мастерской, которой собираетесь сделать заказ. Верьте не ушам (рассказать вам могут все, что угодно), а верьте лишь своим глазам. Обязательно просите показать портфолио исполненных работ. Хотя, наличие фотографий в век развития интернет технологий не является каким-то бесспорным доказательством принадлежности авторства их предьявляющему, все же портфолио смотреть надо. Ну а для того, чтобы убедиться окончательно требуйте показа живых работ. Если студия на ходу,востребована, всегда будет что-то в работе, на что можно взглянуть, всегда будут какие-то готовые работы в наличии, или же на объектах общественного пользования, таких как кафе и т.д. Если же вам говорят, что кроме фотографий показать вам не могут ничего, что мол все по заказчикам, которые живут за тридевять земель, или же показывают что-то, что совсем внешне никак не похоже на те замечательные картинки, которыми вас привлекли, то самое время насторожиться. Поскольку работы выложены на сайтах, нечистоплотные на руку люди активно это используют в целях одурачить клиента, выдать себя за автора предьявляемых фотографий работ, тем самым выманив на заказ витража немалые деньги. Видел и я свои работы на чужих сайтах. Но с этим ничего не поделаешь, к сожалению. Поэтому, будьте разумны и осторожны. Бесплатный сыр бывает только в мышеловках.

Вот, собственно говоря, и все, что хотел сказать. Надеюсь, что вам эта информация поможет немного более уверенно чувствовать себя в таком специфическом деле, как выбор витража.

Сотрудничаем c дизайнерами и прорабами

Для начала сотрудничества оставьте свои контакты

Как добраться?

Заказать звонок

Закрыть