Техника тиффани
Что же такое витражи в технике Тиффани?
Для того чтобы вам, уважаемый Гость, было понятно, начнём наш рассказ с истории.
Луис Комфорт Тиффани (Louis Comfort Tiffany (1848-1933))-знаменитый декоратор американской "золотой эпохи".
Начал свой творческий путь Тиффани в качестве талантливого живописца, о чем, к сожалению, мало известно. В последствии, он был архитектором, занимался дизайном ландшафтов и интерьеров, создавал новую мебель, ковры и обои. Этот человек не боялся экспериментов с самыми различными материалами. Будь то эмаль, керамика, драгоценные камни, дерево и металлы.
Но славу и настоящую известность Тиффани получил после того, как начал работать со стеклом. На тот момент уже во всю получала заказы созданная Луисом в 1879 г. вместе с Самуэлем Колеманом и Кандансом Уиллером фирма «Луис К. Тиффани и Ассошиэйтед Артистс». В заказчиках у Тиффани были такие персоны, как Вандербильты, Осборны, Тейлоры, Карнеги, Марк Твен…
После того, как в 1883 году произошел раздел компании Луис полностью переключился на изготовление витражей из цветного стекла. Доступное на тот момент стекло не устроило Тиффани своей безликостью, вследствие чего было принято решение приобретения стекольной фабрики. В результате многочисленных экспериментов были получены невиданные до того момента виды стекла. Луис воссоздал технологию получения стекла с люстровым эффектом – стекло “fabril” («пламенеющий»). Металлический порошок наносился на поверхность стекла плотным слоем, после чего поверхность обрабатывалась парами, содержащими оксид металла. В своей новой стекольной компании «Сторбридж» Льюис продолжил эксперименты с оксидами золота, серебра, меди, кобальта и даже рана. Такое стекло производилось не только в США, хотя оно известно как «американское». Похожие стекла производились в Англии, во Франции, Австрии, Богемии, но Тиффани первым начал производить художественное стекло в промышленных масштабах. К концу 19 века Тиффани был уже известнейшим производителем художественного стекла в мире.
Многие считают, что Тиффани -это прежде всего его ламповые абажуры. Но это не совсем так. Такие ассоциации пошли от того, что именно для производства абажуров Льюисом была изобретена техника сборки витража, которую впоследствии назвали именем автора. Хотя мало кто знает, что абажуры собирать начали из остающихся осколков от изготовления более крупных плоских витражей. Так или иначе, но имя Тиффани сейчас более плотно ассоциируется с понятиями лампы Тиффани и техника Тиффани.
Свинцовые прутья, использовавшиеся в течение многих веков для соединения стекол между собой, казались Тиффани очень грубыми: он хотел создавать филигранно-тонкие и сложные произведения. Он нашел собственный заменитель свинцовым прожилкам в виде медных полосок, вырезанных из металлического листа. Они приклеивались к стеклу пчелиным воском и спаивались между собой при помощи олова. Таким образом, стало возможно соединять мельчайшие кусочки стекла и создавать сложные объемные формы. Первоначально техника медной фольги применялась им для создания ламповых абажуров, и только позже — для витражей. Иногда Тиффани использовал сочетание двух техник в одном произведении, сочетая свинцовую проволоку с медной фольгой.
Все проекты ламп и окон, которыми так же известен Тиффани выполнялись по индивидуальным эскизам. Иногда для этого привлекались лучшие художники того времени. Так, например, знаменитый абажур «Стрекоза», получивший гран-при на Всемирной Парижской выставке 1900 года, был создан по проекту Клары Дрискол.
Мастерская Тиффани прекратила свое существование в 1932 году, а сам художник умер в следующем году.
Сегодня в мире существует множество студий, имеющие в своем название слово «Тиффани». Они не являются прямыми продолжателями традиций Луиса Комфорта Тиффани, хотя, создавая собственные оригинальные произведения, используют приемы и материалы, прославившие его имя.
Одной из таких студий является и наша…